"Русский монархист". Статьи. История.  

Бизюкин С.С. К вопросу о православной жизни в Российской Империи конца XIX - начала XX в. // Сквозь призму времени: Тезисы докладов студенческой научной конференции, 17 апреля 2002 г./Отв. редактор А.Ф. Агарев; Ряз. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина. Рязань, 2002.

Православная жизнь в России конца XIX - начала XX в. была сложной и не однозначной. Положительные и отрицательные процессы переплелись в ней очень тесно, влияя на события в стране. Знание и понимание этих процессов имеет довольно серьезное значение в наши дни, в условиях развития современной православной жизни, также не всегда однозначной и простой. Несмотря на то, что, согласно закону, Православная Церковь была "первенствующей и господствующей"(1), отношения ее с государством были сложными; подчинение светской власти явно вредило развитию религиозной жизни. Как отмечал митрополит Вениамин (Федченков) в середине XX в., "господство государства над Церковью в психологии царских и высших кругов действительно было к общему горю"(2). Авторитет государства становился превыше авторитета Церкви. "Вера становилась лишь долгом и традицией, молитва - холодным обрядом по привычке. Огня не было в нас и в окружающих. Пример о. Иоанна Кронштадтского(3) был исключением, но он увлекал преимущественно простой народ. А "высшие" круги - придворные, аристократы, архиереи, духовенство, богословы, интеллигенты - не знали и не видели религиозного воодушевления"(4).
Духовный упадок привел к процессу "атеизации", которая явилась одной из важнейших причин всех трех революций в России, поскольку институт монархии в России неразрывно связан с Православной Церковью. Эту связь подчеркивал, например, Алексий, епископ Таврический, в своем слове, сказанном 28 декабря 1908 г.: "Вы понимаете, други мои, к чему клонится это религиозное обкрадывание души народной и кому оно нужно. Не трудно догадаться, кому и для чего нужна эта "атеизация" народа. Ведь революция может быть разыграна только на почве безбожия. Анархисты и социалисты прямо и открыто заявляют, что для достижения их преступных целей мешает им только Христос, которого русский народ от купели крещения носит в своем верующем сердце..."(5). Подобные мысли были довольно распространены в патриотической среде, об этом говорили, писали в газетах, но остановить духовную деградацию не могли. Большую роль здесь играла часть духовенства, превратившаяся в чиновничество, и часть интеллигенции. "Особенным соблазном у человечества всегда было желание соединить небесное с земным. И этот соблазн сильнее был в высших кругах; богатство давало там возможность удовлетворять все положения, а они были по преимуществу плотские, духовное давно исслабело, изжилось... В нигилистических кругах интеллигенции возобладал другой, но в сущности подобный, дух безбожного материализма: жить только этой земной жизнью - вот ясная цель"(6). Люди, отошедшие от Церкви, нередко занимали довольно активную позицию в общественной жизни: "Наша беспочвенная интеллигенция, оторванная от национальных основ жизни, став на ложный путь космополитизма, желает народ привлечь на свою сторону. Удобное и благовидное средство к сему найдено в просвещении народа через безрелигиозные школы, читальни, тенденциозные книжки, брошюры, газеты, чрез устройство таких же развлечений для народа с полным пренебрежением уставов Церкви, нарушением святости дней поста и праздников. Такое служение не есть служение русскому прогрессу и благу России, а есть в сущности служение всесильному еврейству, в руках которого беспочвенная и безродная интеллигенция служит послушным орудием. Оно-то и создало тот страшный гнет еврейства, который особенно сильно чувствуется в больших городах и составляет своего рода знамение времени", - писал в 1914 г. отец Сергий (будущий святой Феофан, епископ Соликамский)(7).
Однако, наряду с отрицательными, в православной жизни России наблюдались и положительные процессы Распространялось старчество и странничество, чувствовалось стремление к истинному христианству. Под Высочайшим покровительством императора Николая Александровича работали православные братства: Виленское Свято-Духовское, Холмское Свято-Богородицкое, Острожское Кирилло-Мефодиевское, Санкт-Петербургское Николаевское, Костромское Александровское, Ковенское Свято-Николаевское. Продолжало развиваться миссионерство, особенно необходимое в связи с тем, что в Россию хлынул поток сектантов, часто направлявшихся из-за границы. Православное миссионерское общество имело 14 отделов в разных епархиях и 10 миссий (восемь в Сибири и по одной в Японии с Соединенных Штатах Америки). В 1909 г. при участии Николая II по почину владыки Никона, архиепископа Вологодского, В Троице-Сергиевой лавре был созван съезд монашествующего духовенства в целях поднятия духовной жизни в иночестве. В июле 1908 г. в Киеве состоялся Всероссийский миссионерский съезд. Многие положительные явления в православной жизни России конца XIX - начала XX в. вообще тесно связаны с личностью императора Николая II. Еще перед Первой мировой войной отец Иоанн (Сторожев) говорил: "Какое, братие, великое, какое неизъяснимое утешение знать и видеть, что державный вождь русского народа, коему вверены Богом судьбы Отечества нашего, в основание всего в своем царстве полагает не иное что, как благочестие, сам лично подавая пример глубокого, чисто древлерусского благочестия, любви к благолепию служб церковных, почитания святынь русских, заботы усердия к прославлению великих подвижников святой богоугодной жизни"(8). Уже в начале XX в. преосвященным указывалось на то, что при объездах епархий надо обращать внимание на древние храмы. В 1901 г. был Высочайше утвержден Комитет попечительства русской иконописи, председателем которого стал граф С.Д. Шереметев. Император очень любил древнюю иконопись, и в его царствование, особенно с 1911 г., все более усиливался интерес к ней. В 1913 г. в Москве на Варварке в так называемом деловом дворе была устроена выставка древних икон, приуроченная к 300-летию дома Романовых. В 1900 г. по Высочайшему повелению был возобновлен древний (XII в.) Мстиславов храм Успения Божией Матери во Владимире-Волынском, в чем лично участвовал Николай II с семьей.
20 августа 1912 г. в Царском Селе быо освящен собор во имя Феодоровской иконы Божией Матери. В 1910 г. под председательством князя А.А. Ширинского-Шихматова был образован Комитет по реставрации Московского Успенского собора. В 1909 г. произошел большой пожар в Павло-Обнорской обители, во время которого расплавился медный крест - благословение преподобного Сергия преподобному Павлу. В 1912 г. царь и царица соорудили благолепную раку к святым мощам преподобного Павла Обнорского. Государь пожертвовал 6 тыс. руб. на приобретение земли для Спасо-Всемилостивого Вировского женского монастыря в селении Вирове Седлецкой губернии, на берегу Западного Буга. По повелению государя императора в Мукдене на кладбище был выстроен храм – памятник для увековечения погибших в войне с Японией в 1904 – 1905 гг. воинов. Храм построен по проекту великого князя Петра Николаевича и представляет собой шлем богатыря. В Санкт-Петербурге были построены величественные храмы в память 300-летия дома Романовых и новый морской собор, связанный с Русско-японской войной. Было закончено строение Владимирского собора в Киеве, Воскресенского «храма на крови» в Санкт-Петербурге на месте убиения 1 марта 1881 г. императора Александра II и Александро-Невского храма в Варшаве. К концу царствования Николая II в России было 1005 монастырей (в 1894 – 774, в 1912 – 985). В 1912 г. церквей было 53546 (в 1894 г. – 46 тыс.), часовен и молитвенных домов – 22850, семинарий – 57, духовных училищ – 186. Государь, как и любимый им отец, заботился о развитии церковно-приходских школ, против которых потом вела кампанию Государственная Дума. К 1913 г. начальных церковно-приходских школ было 37641. В 1912 г. в этих школах обучалось 1988367 детей.
Заботился государь и о положении духовенства. 3 июля 1902 г. им был утвержден устав о пенсиях и единовременных пособиях священнослужителям и псаломщикам. В царствование императора Николая II возник вопрос о восстановлении в России патриаршества. Шли подготовительные работы по созыву Собора. Государь не желал созыва Собора в смутное время. Для столь важного дела нужно было спокойствие. Подготовительные мероприятия начались с января 1906 г., когда по высочайшему повелению было образовано особое Предсоборное присутствие. Предсоборное присутствие выработало ряд важнейших постановлений, которые были представлены на благоусмотрение государя. В 1912 г. учреждено Предсоборное совещание для дальнейшей разработки этих вопросов. Интересен тот факт, что Николай II предложил в качестве патриарха себя. Престол он полагал оставить своему сыну, назначив регентами при нем императрицу и брата Михаила. Но Синод согласия не дал, ответив молчанием.(9)
Как видим, православная жизнь Российской империи конца XIX – начала XX в. не имеет однозначной оценки: уменьшение влияния Церкви и строительство храмов, пренебрежение элементарными нравственными нормами и примеры святости... Эти противоречия приводили к политическим и во многом к социальным противоречиям. Был ли выход из создавшегося положения? В любом случае поиск ответа на этот вопрос актуален и по сей день.
=========
Примечания
1. Извлечения из Свода основных государственных законов Российской империи (в редакции от 23 апреля 1906 г.) Гл. 7. О вере. П. 62. CD-ROM: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001.
2. Вениамин (Федченков), митрополит. На рубеже двух эпох. М., 1994. С. 139.
3. Святой Иоанн Кронштадтский (Иван Ильич Сергиев) (1829 - 1908) - протоиерей Андреевского собора в г. Кронштадте; причислен к лику святых Русской Православной Церкви в 1989 г.
4. Вениамин (Федченков), митрополит. Указ. соч. С.135.
5. Там же. С. 136.
6. Святый Праведный Отец Иоанн Кронштадтский Чудотворец. Мюнхен: Оберменцинг, 1965. С. 26.
7. Саратовские епархиальные ведомости. 1914. № 11 // Любовью побеждая страх. Жизнеописания новомучеников Российских. Фрязино, 1998. С. 74.
8. Тальберг Н.Д.Николай II. М., 2001. С. 5 - 6.
9. См.: Платонов О.А. Николай Второй. Жизнь и царствование. Переиздание Спасо-Преображенского Мгарского монастыря. Полтавская епархия.


Главная
Статьи
Новости

Hosted by uCoz