"Русский монархист". Статьи. История.  

Бизюкин С.С. Церковь и государство в конце XIX - начале XX веков // Молодые историки о прошлом и настоящем: Тезисы докладовв студенческой научной конференции, 6 апреля 2004 года / Отв. рдактор Л.М. Головкина: Ряз. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина. Рязань, 2004. ISBN 5-88006-342-9

Церковно-государственные отношения в России, преимущественно православной стране, всегда остаются актуальными. При современном развитии православной жизни и проведении серьёзных государственных реформ особенно остро стают следующие вопросы: "Какой должна быть роль церкви в государстве"; "Какой должна быть роль государства в церкви". События конца XIX - начала XX века преподносят нам ценнейшие исторические уроки, в том числе, давая ответы на вышеобозначенные вопросы. Особую актуальность теме придаёт канонизация Николая II Русской Православной церковью в 2000 году.(1)
Цель данной работы - показать влияние православия на главу государства в 1894 - 1917 годы, государ императора Николая Александровича, с одной стороны, и влияние самого царя на Русскую Православную церковь и православную жизнь империи, с другой стороны. Достижение этих целей подразумевает раскрытие картины православной жизни страны в указанный период, состояния церкви, а также церковной деятельностии импераотра и его религиозности. Отметим, что в задачи настоящей работы не входит полное раскрытие личности Николая II, а только отдельных её черт.
Необходимость раскрытия темы продиктована не отсутствием или малым количеством работ, относящихся к данному вопросу. Во-первых, среди подобных работ не встречается комплексного анализа взаимоотношений императора и церкви. Кроме того, основная масса этих работ характеризуется чрезмерной тенденциозностью. Авторы зачастую не только дают необоснованные оценки исторических событий, явлений и личностей, но и умалчивают те факты, которые, с их точки зрения, противоречат их выводам. Наша работа также не претендует на абсолютную объективность, но привлечение противоречащих друг другу источников поможет представить исторические события наиболее правдиво. Крайней степенью тенденциозности отличается, например, книга Н.М. Никольского (2) "История русской церкви»(3), что обусловлено приверженностью автора к марксистско-ленинским идеям. Николай Михайлович представляет Православную церковь исключительно в негативном свете. Но существенным достоинством книги является наличие большого количества фактического материала, при незначительных неточностях. Эти неточности вполне компенсирует сборник «Русское православие: вехи истории», в котором собраны работы советских учёных, посвящённые различным периодам существования Русской Православной Церкви.
Церковная деятельность государя императора Николая II довольно подробно описана в книге его современника, Н.Д. Тальберга(4), «Николай II». В данной области также следует отметить сборник «Николай II: Венец земной и небесный», составленный В. Губановым, книгу Игумена Серафима (Кузнецова) «Православный Царь-мученик»(5) и книгу О.А. Платонова(6) «Николай Второй. Жизнь и царствование». Все эти книги написаны с православной точки зрения.
Для более объективного раскрытия темы мы сочли необходимым привлечь труды зарубежных историков. Это, прежде всего, книга Элизабет Хереш «Николай II», а также работа Хайнц-Дитрих Леве(7) «Николай II»(8), целиком посвящённые личности последнего российского императора. Книга Джеффри Хоскинг «Россия: народ и империя» представляет собой общую характеристику Российской империи и наиболее полезна при анализе и описании состояния церкви в рассматриваемый нами период. В данных работах, особенно в последней, часто используются неподтвержденные факты, приводятся необъективные оценки. С православных позиций пишет об императоре американский историк, профессор Л. Геретц в работе «Прославление Царя – мученика Николая II. Исторические аспекты»(9).
Серьёзным подспорьем для исследователя являются мемуары и дневники современников. Они требуют особой осторожности, поскольку представляют собой исключительно личностные оценки фактов, событий и т. п. Значительный интерес представляют дневники М. Палеолога(10), в которых развернута масштабная хроника важнейших военных, политических и социальных событий в России, составленная довольно осведомленным наблюдателем. Но эти дневники охватывают небольшой период (январь 1916 – май 1917 года), кроме того, они проникнуты ярко выраженным отрицательным отношением к российскому государственному устройству в целом и к российскому монарху в частности.
Большую ценность для характеристики православной жизни в Российской империи в конце XIX – начале XX века имеют воспоминания митрополита Вениамина (Федченкова)(11) и воспоминания(12) С.А. Нилуса(13).
Рассмотрев состояние Русской Православной церкви, религиозность государя императора Николая II и его церковную деятельность, мы можем сделать некоторые выводы по интересующим нас вопросам.
Определённо, влияние православия как религии на государя императора Николая II было огромным, действительно «...то, чему учила святая православная церковь, церковь апостолов, церковь семи Вселенских соборов, для него было непреложной истиной. В этом он не испытывал и тени сомнения»(14). Отсюда вытекало осознание им своей миссии, на этом основывалась не только церковная, но и государственная деятельность вообще. Чтобы понять, в каком духе мыслил и действовал глава Российского государства в начале XX века, приведём отрывок из газеты «Московские ведомости» за 1900 год, которая писала: «В противоположность народам Запада русский народ обладает сокровищами национального единства, Православной верой и истинными началами государственной власти, выраженными в самодержавном строе России. Вот почему на долю русского народа и России выпадает вековая и ответственная миссия быть светочем священных понятий и начал среди оскудевающего ими дряхлого Запада, равно как и для младенческого, еще не развившегося до этих понятий Востока... Нести на своем мировом пути хоругвь веры и государственной власти, преподанных человечеству христианством, служить светильником миру среди надвигающейся тьмы неверия и заблуждений, – таково высокое идеальное призвание, мировая задача России. Но она была бы не по сила народу, предоставленному собственным, ограниченным, по свойству общечеловеческой немощи, силам. Вот почему народ русский не вверил своих судеб суемудрию человеческому, а избрал руководителем себе Царя – Помазанника Божия, с высоты прародительского Престола указующего и устрояющего народу Своему пути «для славы России» и во благо всего человечества»(15). Из этого отрывка можно понять, на чём основывалась церковная и государственная деятельность Николая II. Государь император был знаком и с предсказанием монаха Авеля о своём царствовании, в котором, в частности, говорилось: «...На венок терновый сменит он венец царский, предан будет народом своим, как некогда Сын Божий. Искупитель будет, искупит собой народ свой – бескровной жертве подобно»(16). И в покорении воле Божией проявилась высокая духовность Николая II. В годы кризиса православной жизни в Российской империи влияние государя сказывалось весьма благотворно, что проявилось в строительстве новых храмов, монастырей и т. п. Но кризис оказался слишком велик. Всё шире распространялся принцип, что «религия – личное и частное дело каждого», против которого яро выступал К.П. Победоносцев(17) – человек, оказавший огромное влияние на Николая II.
Кризис православия привел к разрыву отношений между главой государства и значительной частью российского общества. «Усилия Николая II и императрицы Александры войти в духовное общение с русским народом обходились им очень дорого. Они вызывали отвращение у большинства русской аристократии и способствовали изоляции императорской семьи от мощного социального слоя, который, очевидно, явился главной поддержкой трона, а также выступали в прямую конфронтацию с секулярным (позитивистским) либерализмом, который управлял общественным мнением России»(18). А при усиленном иностранном влиянии это закончилось революциями 1917 г., свержением самодержавной власти, разрушением материального могущества церкви. Однако духовная сила церкви привела в наши дни к возрождению православной жизни в России, строительству храмов, монастырей... Как предсказывал монах Авель: «...Бог медлит с помощью, но сказано, что подаст ее вскоре и воздвигнет рог спасения русского»(19).
================
Примечания
1. См.: Благовест. 2000. № 9. С. 5.
2. Никольский Николай Михайлович (1877 – 1959). Революционер,
учёный, член-корреспондент АН СССР.
3. «История русской церкви» Н.М. Никольского впервые
опубликована в 1930 г., но довольно часто переиздавалась, в
т.ч. в 1983, 1985, 1988 гг.
4.Тальберг Николай дмитриевич (22.VII.1886 – 1969). Чиновник,
историк церкви, член Русского Собрания, активный деятель
монархического движения в эмиграции.
5.Книга написана и впервые опубликована в Китае, в 1920 г.
6.Платонов Олег Анатольевич (род. 1950). Доктор экономических
наук, член Союза писателей России. Автор книг «История
русского народа в XX веке» (в 2 томах), «Григорий Распутин»,
«Тайная история масонства» и других.
7.Леве, Хайнц Дитрих (род. 1944). С 1992 г. профессор истории
Восточной Европы в университете г. Гейдельберг.
8.Работа представлена в сборнике «Русские цари. 1547 – 1917».
Ростов н/Д., 1997.
9.Работа представлена в книге А.И. Шаргунова «Православная
монархия и новый мировой порядок». М., 1999.
10. Палеолог М. Царская Россия накануне революции. М., 1991.
11. Вениамин, митрополит (Федченков). На рубеже двух эпох. М.,
1994.
12. Нилус С.А. На берегу божьей реки. Сан-Франциско, 1969.
13. Нилус Сергей Александрович (28.VII.1862 – 1.I.1929). Духовный
писатель, член Русского Собрания.
14. Хереш Э. Николай II. Ростов н/Д., 1998. С. 142.
15. И.С. Высочайшее посещение Москвы в Страстную и Пасхальную
недели Государем Императором Николаем Александровичем и Его
семьей в 1900 году // Русский вестник. 2000. № 15 - 16. С. 12.
16. Пророчества и предзнаменования о судьбе Церкви, России и
Дома Романовых // Николай II: Венец земной и небесный. М., 1997. С. 11.
17. Палеолог М. Указ. соч. С. 181.
18. Геретц Л. Прославление Царя - мученика Николая II. Исторические аспекты // Шаргунов А.И. «Православная
монархия и новый мировой порядок». М., 1999. С. 173.
19. Пророчества и предзнаменования о судьбе Церкви, России и
Дома Романовых // Николай II: Венец земной и небесный. М., 1997. С. 12 - 13.


Главная
Статьи

Hosted by uCoz